Ажур — узор, выполненный петлями с накидом.
Ангорская шерсть
— это мягкий, легкий пух ангорского кролика. Как правило, из одного пуха не вяжут, поэтому прядут его, соединив с шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой нитью.
Бисер
— мелкие цветные шарики из стекла, реже металла со сквозным отверстием, используемые для нанизывания, вышивания и т.п.
Берет
— головной убор округлой мягкой формы без полей и козырька. Он имеет свою многовековую историю. Его делали из атласа, кружев, бархата, войлока и шерсти. Украшали драгоценными камнями и перьями. Береты были жесткими и мягкими, маленькими и пышными. Их носили как женщины, так и мужчины. Они и сейчас остаются в моде в самых разных вариантах.
Блуза (блузка)
— женская кофточка из легкой материи.
— коротенькая куртка с притачным поясом. Вместо пояса иногда используют резинку или шнур, продевая по низу куртки в кулиску. Блузон хорошо смотрится и в мужском, и в женском, и в молодежном гардеробе.
Букле
— пряжа с узелками, петельками, утолщениями и другими неровностями.
Верблюжья шерсть
— мягкая или грубая шерсть, в зависимости от возраста верблюда.Красивый естественный цвет шерсти от светлого до темно-коричневого позволяет использовать ее без окрашивания.
Виккель
— старинная эстонская техника вязания, основанная на перемещении петель.
Вспомогательная нить
— хлопчатобумажная недорогая нить (чаще всего штопка), употребляемая при обработке трикотажных деталей. После окончания вязания ее удаляют.
Вязать «как смотрят петли»
— провязывание лицевых петель над лицевыми, изнаночных петель над изнаночными.
Вязать по рисунку
— вязать по схеме.
Гамаши (гетры)
— вязаные или сшитые из плотной ткани чулки без ступней (до колен), надеваемые поверх обуви и застегивающиеся по наружной стороне ноги на пуговицы.
Горловина
— вырез у шеи на передней части одежды.
Граффити
— один из стилей молодежной одежды, своеобразное продолжение поп-арта 60-х годов. Летние майки, джинсовые костюмы украшаются вышивкой или печатными узорами. Имитируются детские рисунки, всякого рода тексты и надписи
Двустороннее вязанье
— полотно, у которого с лицевой и изнаночной стороны одинаковое строение поверхности, например, платочное вязание.
Двухстороннее вязание
— полотно, у которого с лицевой и изнаночной одинаковое строение поверхности.
Джемпер
— вязаная фуфайка без воротника, надевающаяся через голову. Может быть либо совсем без застежки, либо с застежкой сверху, не до низа. У джемпера может быть любая форма выреза горловины. Если застежка и воротник доходят до середины — это джемпер-поло; подчеркнуто свободные и удлиненные — джемперы-туники; просторные и собранные поясом-резинкой — джемперы-блузоны; длинные как платье — джемперы-платья…
Длина нити
— количество километров нити в одном килограмме и называется номером (№) пряжи. Например: в мотке пряжи весом 50гр 110м, расчет — №=0,110х(1000:50)=2,2.
Дуга петли
— верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице.
Жабо
— отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди.
Жакет-кардиган
— жакет без лацканов и воротника, в основном длинный и прямой. В начале ХIХ века жакет-кардиган ввел в моду лорд Кардиган. Он может быть похожим на спенсер, напоминать кардиган, блузон или куртку. Решающим обстоятельством в определении жакета-кардигана является наличие застежки.
Жилет
— мужская или женская одежда без рукавов, появился после камзола (его носили под кардиганом, поверх рубахи). Желет принимает все формы жакета без рукавов (жилет-кардиган, жилет-блузон, жилет-спенсер…)
— вертикальная часть петли, расположенная за спицей.
— обратная сторона лицевой петли.
Карман-портфель
— карман с клапаном, объемный, увеличивающийся.
Клубок
— это нити, смотанные в форме шара.
Комбинезон
— цельный костюм из верхней части одежды и брюк. Форма комбинезона всегда зависит от нового веяния моды. Поменялась мода на брюки — меняется низ комбинезона, опустилась или увеличилась пройма — меняется и верх комбинезона.
Комплект
— это набор предметов, объединенных между собой в зависимости от назначения костюма. Эти предметы не всегда должны быть связанны стилевым единством.
Костюм
— мужское сочетание (пиджак и брюки) или женское (жакет и юбка или брюки), связанные из одних и тех же ниток. Костюм, который включает еще и жилет, называется костюм-тройка. Все части костюма, в отличие от комплекта, в стилевом плане составляют единое целое.
Кромочная петля
— первая и последняя петля в ряду вязания.
Лампас
— цветная суконная нашивка вдоль боковых швов брюк.
— одна из половинок грудной части запашной одежды, отвороты на грудной части верхней застегивающейся одежды.
«Летучая мышь»
— форма цельнокроеного рукава, где пройма начинается чуть ли не у талии, а объем рукава уменьшается к запястью.
Лицевая и изнаночная гладь
— лицевая и изнаночная стороны чулочного вязания.
— петля, вывязанная за переднюю стенку. Лицевая петля «бабушкина» — петля, вывязанная за заднюю стенку.
Лоскутный узор
— имитация рисунка изделий, сшитых из лоскутов. Обычно в виде ромбов, квадратов, треугольников.
Люрекс
— тонкая, блестящая нить (основа металлизирована или покрыта фольгой). Используется в декоративных целях как составной элемент ткани, пряжи — например, шерсть с люрексом.
Макраме
— искусство плетения из толстых нитей, шнура и т.п. Под макраме понимается также художественное изделие, изготовленное плетением из толстых нитей, шнура и т.п.
Маренго
— сукно темно-коричневого или черного цвета с белыми прожилками. Шерстяная меланжевая ткань для пальто, костюмов. Так называют и сам цвет темного волокна с добавками белого.
Меланж
— пряжа из смеси окрашенных в разные цвета волокон. Готовое изделие, связанное из меленжевых ниток, обладает определенным разноцветным эффектом.
Мериносовая шерсть
— тонкая пушистая шерсть овцы мериноса. Одним из лучших сортов мериносовой шерсти считается австралийский.
Милль флёр
(крестьянский цветочный узор) — рисунок на ткани в виде разноцветных полевых цветов (в переводе с французского — «тысяча цветов»).
Мотив
-определенная комбинация из петель, ритмично повторяющаяся в узоре.
Моток
— нити, намотанные на что-нибудь, например на спинку стула.
Мохер
— шерсть ангорских коз, она длинная, тонкая, прочная, с шелковистым блеском. Натуральный цвет — чисто-белый. В пряже мохер чаще всего соединяют с синтетической или шерстяной нитью.
Мультиколор
— многоцветность. Этот термин обычно используют в случаях, когда идет речь о меланжевой пряже, изделие из которых производит впечатление одноцветного.
Одностороннее вязанье
— трикотажное полотно, у которого с лицевой и изнаночной стороны различное строение поверхности, например чулочное вязание.
Окат
— верхняя округленная часть рукава.
Орнамент
— рисунок выполненный нитями двух и более цветов.
Пасмо
— отрезанная часть мотка (пучок нитей).
— вертикальная часть петли, расположенная перед спицей.
Петельный столбик
-вертикальный ряд петель.
— схема вязания, когда все ряды вяжутся лицевыми петлями.
Пройма
— выемка под рукав на передней и задней частях одежды.
Протяжка
— нить, соединяющая снизу две соседние петли одинакового цвета.
Пуловер
— фуфайка, без воротника и без застежек, плотно облегающая фигуру. Пуловер в переводе с английского означает «надевать через голову».
Реглан
— рукав особой конструкции (пальто, платья и т. п.), составляющий с плечом одно целое. При таком покрое рукав вшивается от подмышки к шее. Обязан своим названием барону Реглану, для которого была сделана одежда с такими рукавами, чтобы можно было замаскировать поврежденное плечо.
Росток
— вырез у шеи на задней части одежды.
Рачий шаг
– один из элементов отделки вязаного изделия крючком. Вяжется столбиками без накида, но слева направо.
Раппорт
— повторяющаяся часть узора или рисунка.
Свитер
— теплая вязаная фуфайка без застежек, с высоким воротом, закрывающим шею. Надевается через голову.
Скрещенная петля
— петля, стенки которой лежат крест-накрест
Скрещенная петля
(«бабушкина») — петля, стенки которой перекрещены.
— коротенькая курточка с длинными рукавами, закрывающими кисти рук. Мужчины носили спенсер очень недолго на рубеже 18-19 вв. Позже он стал частью только женского костюма.
Супат
— застежка, закрытая планкой или клапаном. Ее же называют иногда потайной застежкой. Используется почти во всех видах одежды — от тонких блузок до пальто.
Схема (патрон) узора
— изображение узора при помощи условных знаков.
Толщина нити
— понимается как диаметр ее поперечного среза, указывается на этикетке мотка ниток в номере пряжи (например, 32/12) цифрой до черты.
Туника
— это нечто среднее между блузкой и платьем: для блузки чересчур длинная, для платья — слишком короткая. Тунику носят поверх юбки, платья или брюк. Обычно по бокам у нее глубокие разрезы.
— декоративная вязка на основном полотне.
Упругость
— это способность нити принимать первоначальную форму после снятия нагрузки.
Фактура
— схема вязания, когда с лицевой стороны вяжутся лицевые петли, а с изнаночной — изнаночные петли.
Юбка-портфель
— юбка, имеющая глубокий односторонний запах.
Оренбургский пуховый платок — квадратное изделие плотной вязки с ажурными зубцами или без зубцов по краям